Родителям

Как помочь ребенку

Приглашаем подписаться на Telegram-канал областной школы «Успешное родительство», который транслирует актуальную информацию для педагогической и родительской общественности по вопросам воспитания детей и подростков с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Памятка для родителей

 

С целью привлечения внимания широких слоев населения к проблемам насилия в семье, разъяснения гражданам необходимости содействия государственным органам и минимизации последствий правонарушений, совершаемых на этой почве, разъяснения и эффективного применения положений Закона Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»

                                                     

Не разрешайте выходить на лед детям!

Будьте осторожны! Лед кажется прочным только на первый взгляд, а в действительности он еще слишком тонок, ненадежен. Неокрепший лед может не выдержать тяжести человека и проломиться.

Человеку достаточно провести 15 минут в холодной воде, и все может закончиться самым плачевным образом. При температуре воды 5-15°С опасным становится время пребывания в ней до четырёх часов, при 2-3°С  - смертельным становится пребывание более 20 минут, при температуре от 0 до -2°С летальный исход может наступить и после 10 минут. Кроме рыбаков, чаще тонут дети.

Следует соблюдать осторожность и зимой, когда лед становится прочным.

Помним о том, что относительно безопасным называют лед толщиной не менее 20 см. Он зеленого или голубовато-зеленого цвета. Грязный, буро-серый лед обычно уже подтаявший и непрочный. Кстати, при температуре в 0°С, сохраняющейся на протяжении трех дней, прочность льда снижается на 25%. Лед считается непрочным около устья рек и притоков, вблизи бьющих ключей и стоковых вод, а также деревьев, кустов и камыша.  Не проверяем прочность льда, прыгая на нем или ударяя ногой.

Двигаться через водоемы следует только по специально обозначенным путям. Не забывайте, что в сплошном окрепшем льду можно встретить прорубь или полынью. Но, если все-таки по неосторожности провалитесь под лед –  не паникуйте, сохраняйте спокойствие.

Немедленно раскиньте руки, чтобы удержаться ими на поверхности льда. Не барахтайтесь в воде, хватаясь за кромку льда, это приведет к напрасной потере сил. Старайтесь лечь грудью на кромку льда, выбросив вперед руки, или повернуться на спину и закинуть руки назад.

Постарайтесь самостоятельно выбраться из опасного места, двигайтесь лежа, чтобы увеличить площадь опоры.

Заметив провалившегося под лед, немедленно окажите помощь. Помните, что в ледяной воде человек быстро теряет силы.

Спасая терпящих бедствие, действуйте обдуманно и осторожно! Подходить близко к пострадавшему рискованно, приближаться к нему надо ползком. Если имеется подручный материал - доски, жерди, лестницы, то нужно ими воспользоваться, передвигаясь к пострадавшему лежа на этих предметах. Пострадавшему с расстояния три-пять метров от края пролома или проруби подайте веревку, шест, ремень, шарф, доску, лестницу.

Как только пострадавший ухватится за поданный вами предмет, ползком тяните его на берег или на крепкий лед.

ВАЖНО! Не разрешайте выходить на лед детям! Обязательно говорите с детьми об опасности игр на льду, учите их как правильно действовать в экстремальной ситуации.

Уважаемые родители! 

Правилами дорожного движения дети отнесены в особую категорию. В силу возраста они не всегда обучены и способны адекватно реагировать на складывающуюся обстановку и в случае какой-либо нештатной ситуации могут повести себя неправильно. 
Когда ребенок идет со взрослым, он всецело доверяет ему и полагается на него. Папе и маме нельзя устраняться от этого вопроса – родители самые важные участники обучения и воспитания! 
Нужно пройти вместе с ним новый маршрут – например, к детскому саду или школе, рассказать ему, как правильно переходить, показать ему как пройти к пешеходному переходу и так далее. Здесь очень важно научить ребенка видеть опасность. 
На дороге дети выступают в качестве пешеходов, пассажиров и велосипедистов. Очень редко в качестве водителя. 
Дети пешеходы: 

  1. Стоящие автомобили представляют большую опасность для детей. Средняя высота автомобиля составляет 150 сантиметров. Такой рост имеют дети в возрасте 12-14 лет. А до него детей просто не видно из-за припаркованных автомобилей во дворах и на других проездах. 
  2. На пешеходных переходах до выхода – убедиться, что транспорт уступает, а еще лучше – дождаться, когда проедет. Ни в коем случае не бежать с первой секундой зеленого светофора. Вообще, пешеходный переход создает ложное ощущение безопасности. 
  3. Гаджеты и музыкальные наушники отвлекают внимание и мешают воспринимать окружающую обстановку. 

Пассажиры: 

  1. В автомобиле всегда использовать автокресла, а если рост или возраст позволяет – только ремни безопасности. 
  2. Общественный транспорт необходимо ожидать на удалении и не подходить близко к подъезжающему автобусу. 
  3. Держаться за поручни крепко, во время движения не передвигаться по салону. 
  4. Использовать гаджеты кратковременно либо тогда, когда ребенок уверенно сидит или крепко держится за поручни. 

Велосипедисты: 

  1. Скорость велосипеда должна быть невысокой, особенно в людных местах или вблизи перекрестков 
  2. Выбирать для езды нужно тротуары и велодорожки, парки, зоны отдыха. Если это маленький населенный пункт – школьный стадион, любые другие участки где нет движения транспорта или оно минимально. 
  3. Использовать защитные шлем, налокотники, наколенники. 
  4. В соответствии с действующими требованиями Правил – необходимо спешиваться на пешеходном переходе и вести велосипед рядом с собой.

 

Советы психолога родителям первоклассника: как пережить стресс от 1 сентября?

 1 сентября – не только праздник и начало нового этапа в жизни малышей. Для детей, которые впервые переступают порог школы, это еще и большой стресс. Если не подготовить ребенка и не помочь в преодолении этого состояния, нелюбовь к школьным будням и даже психологические проблемы в будущем гарантированы. Как избежать таких последствий? Как действовать родителям в разных ситуациях? На эти и другие вопросы отвечает психолог.

Чем вызван первосентябрьский стресс у детей?

Стресс – это всегда нагрузка, вызванная определенными факторами. Ребенок, который идет в первый класс, попадает в новую для себя обстановку, выходя со среды, к которой привык: новый коллектив, учитель, новый вид деятельности, новые эмоции. 

На 6-7 лет приходится очередной кризисный период в психологическом развитии и поведении ребенка. С этого времени он уже готов нести ответственность, появляется осознанность, самоактуализация, исчезает спонтанность действий, присущая детям младшего возраста. Вот этот психологический "перелом", который совпадает с началом обучения, может вызвать стрессовое состояние у любого ребенка.

Чем могут помочь родители, чтобы уменьшить стрессовое состояние первоклашки?

Мамы и папы должны обязательно сохранять спокойствие, ребенок тонко чувствует эмоциональную суету родителей, это состояние передается ему. Поэтому от вас должен идти позитив, а не тревога. Ваша тревога и раздражительность может осложнить отношение к школе. Сделайте акцент на том, что 1 сентября – это настоящий праздник! Не покупайте все необходимое самостоятельно, возьмите своего первоклассника, пусть он сам выберет себе одежду, в которой пойдет на праздничную линейку, рюкзак, пенал… Все то, что будет окружать ребенка каждый день в школе, должно ему нравиться. А после линейки устройте семейный праздник.

Синдром 7 сентября: как его избежать?

Часто случаются ситуации, что после недели в школе ребенок понимает: праздник закончился, начались будни. Желание продолжать все это дальше исчезает. В это время малыши могут даже заболеть, жалуются на головную боль, слабость, отсутствие аппетита. Это явление педагоги и психологи называют синдромом 7 сентября. Это форма адаптации к школе, которая в 6-7-летнем возрасте продолжается 2-3 месяца. Но давать слабинку маленькому школьнику категорически не рекомендую. Впрочем, и в жесткие рамки ребенка ставить нельзя. Нужна поддержка и понимание родителей. 

Важно подобрать четкий индивидуальный режим: пораньше ложиться спать, раньше просыпаться. После уроков оставляйте время на игры, только потом, после игровой активности, беритесь за домашние задания. Не нужно перегружать первоклассника различными кружками. Мотивируйте школьника к успеху. Для разных детей мотивация будет разной: общение, любимая учительница, познание того, что ему интересно. Третий фактор преодоления синдрома 7 сентября – поощрение. Замечайте, что лучше всего получается у школьника, хвалите его за достижения. 

В этот же период у первоклассников могут возникать непростые ситуации в общении с классом или учителем. Это тоже одно из проявлений адаптации к школе. Здесь вы должны стать поддержкой и опорой для своих детей. Довольно распространенная ошибка родителей – становиться на сторону учителя в любой ситуации. Ребенок должен быть в центре внимания, иначе еще с первых дней учебы у него может возникнуть неприязнь к школе, нежелание учиться, испортятся отношения с учителем. Так же и в отношениях с одноклассниками. Не бойтесь посоветовать сыну дать сдачи мальчику, который его постоянно обижает физически, чтобы он почувствовал, что не слабее, или рассказать дочке, которая страдает от обид одноклассника, что, возможно, она ему просто нравится... 

А для того, чтобы понимать, что происходит с вашим первоклассником, с ним необходимо постоянно разговаривать, только в диалоге, чувствуя поддержку, ребенок сможет открыться вам.

Психологические техники, которые помогут преодолеть школьные стрессы

Игра. Выстройте сюжет, типичный для школы (для конкретного случая вашего ребенка) с помощью его любимых игрушек. Например, одна кукла отобрала ручку у другой. Играя, вместе ищите верное решение ситуации, советуйте, как поступить правильно, обязательно интересуйтесь мнением ребенка.

Сказка. Придумайте вместе сказку, сюжет которой содержит такую же ситуацию, которая сложилась у вашего первоклассника, где главные герои переживают те же эмоции (пусть это даже простое нежелание вставать утром или высидеть на уроке). Ищите способы решения, создавая финал своей сказки.

Поговорите о страхах. Вариация сказочного сюжета, связанная с озвучиванием страхов из школьных будней. Придумайте вместе с ребенком историю о том, как правильно побороть то, чего он боится.

Рисование. Предложите ребенку нарисовать его школьное окружение: класс, одноклассников, учителя. Пусть нарисует все так, как он видит, и расскажет про свой рисунок. Так откроются основные факторы детского стресса, с которыми нужно бороться.

 


Советы психолога: как пережить стресс от 1 сентября?

Начало учебного года – непростой период для ребенка. Кончается беззаботная жизнь, продолжавшаяся три месяца, когда целый день можешь делать что хочешь, когда можно ложиться поздно вечером, а утром – высыпаться. И вдруг резко – ранние подъемы, строгий распорядок дня, выполнение домашних заданий… Как справиться ребенку и родителям?

  • Сила стресса потери близкого – 100%, а стресса 1 сентября 1 класса – 70%.

Принято считать, что помощь в адаптации требуется лишь первоклассникам. Так ли это? Какая поддержка нужна десятикласснику, пятикласснику? На эти и другие вопросы отвечает психолог.

– Можно ли как-то сгладить «переходный период», заранее как-то настроить ребенка, чтобы он не уставал?

– Усталость от такой резкой смены образа жизни и большой нагрузки у ребенка будет в любом случае. Мне не кажется, что этот вопрос вообще можно решить каким-то разговором с ребенком или какой-то предварительной подготовкой.

Адаптация после отдыха бывает у всех: и у детей, и у нас, взрослых, когда мы из отпуска возвращаемся.

Если в школе у ребенка все нормально, то он, с одной стороны, жалеет, что каникулы кончились, с другой стороны, рад, что увидит своих одноклассников, начнет учиться. Если он совсем-совсем не рад и только тяжело вздыхает, то, может быть, имеет смысл подумать: «Что происходит в школе у ребенка?» И как-то разобраться.

В целом же если есть какая-то возможность, ближе к концу летних каникул стоит чуть-чуть начать сдвигать распорядок дня. Обычно это, правда, особенно не удается. То есть люди пытаются, но все равно понимают, что первые несколько дней учебы ребенок будет не высыпаться, перестраиваться с ритма отдыха на ритм учебы.

Многие дети заболевают на второй, на третьей неделе учебного года: таким образом они сбрасывают стресс, вызванный изменениями распорядка жизни. В этом, как правило, нет ничего страшного. Дети приспосабливаются к новому ритму.

Первая неделя (и даже недели) будут непростыми, и чем младше ребенок, тем больше ему может понадобиться особого внимания, особой родительской поддержки, отдыха. Так что нужно больше разгружать ребенка, не требовать от него сразу же идеальной собранности и успешности.

Обычно родители берут отпуск, чтобы проводить время с первоклашками, но и детям постарше очень поможет адаптироваться к новому учебному году, если родители найдут возможность быть рядом с ними. Многие дети, даже те, которые давно не спят днем, возвращаются к дневному сну в первые школьные недели. Хорошо, если у ребенка будет возможность отдохнуть днем.

Первый раз в пятый класс

– А что касается учеников средней школы – здесь есть свои нюансы? Особенно если говорить о пятиклассниках – ведь детям, привыкшим к одной учительнице, придется приспосабливаться к разнообразию предметов, учителей.

– Пятиклашки испытывают особый стресс. Они очень часто в первые недели, даже месяцы учебы не справляются, и не со школьной программой, а с логистикой. То есть раньше было понятно: обычно уроки задают сегодня на завтра, причем это три-четыре совершенно понятных предмета. А тут начинается много предметов, уроки могут задавать на через неделю, и непонятно когда их делать. Легко забыть что-то, что просили принести. Разные учителя, разные требования, разные тетрадки…

Обычно к пятому классу родители особо не контролируют детей в том, как они подготовились к школе, ничего ли не забыли, не следят за выполнением домашнего задания: они вроде бы стали самостоятельными.

Теперь пятиклашкам, как когда-то первоклашкам, снова нужна родительская помощь. И именно – в логистике. В первые недели, месяцы родителям стоит помогать ребенку «разруливать» ситуацию. Не столько делать с ним уроки, сколько помочь справиться с новым расписанием, с планированием. Чтобы не получилось, что какой-то день он вдруг сидит до 11 вечера, пытаясь выполнить все заданное.

Немаловажно говорить с ребенком, расспрашивать: «Как тебе эта учительница? Что думаешь о той? Как больше понравилось, как меньше?» То есть помогать проговаривать впечатления, осознавать объемы большой информации и упаковывать все это в слова.

Если родитель берет отпуск, чтобы посидеть с ребенком, не нужно использовать его для того, чтобы выносить ребенку мозг требованием безукоризненного выполнения уроков: «Раз уж я сижу с тобой, то давай как следует позанимаемся!» Родитель не для этого, он для того, чтобы быть рядом, чтобы подольше погулять или сходить в бассейн, например. И чтобы помочь справиться со сложной ситуацией.

– А если ребенок приходит и говорит, что какие-то учителя не нравятся?

– Что делать родителям? Выслушивать, утешать: «Давай посмотрим, давай подождем, как все образуется». Это нормально, что какие-то учителя нравятся, какие-то не нравятся. Конечно, если не происходит что-то совсем из ряда вон выходящее, травмирующее ребенка. Тогда, конечно, нужно разбираться, защищать ребенка.

Если же все просто в категориях «нравится» – «не нравится», и у ребенка просто стресс от того, что сразу столько новый учителей, причем каждый – со своими требованиями, то надо настроить его: «Ничего страшного. Люди – разные и не все должны тебе нравиться. Зато смотри, какая та учительница хорошая, о которой ты говорил».

Старшеклассники и юмор

– Старшеклассникам нужна поддержка родителей в начале учебного года?

– В старших классах начинается истерика по поводу тестирования и экзаменов. Школа мастерски загоняет и себя, и детей, и родителей по этому поводу в состояние паники. Тут надо ребенка психологически разгружать от этого, где-то разрядить нервную обстановку, где-то напрямую попросить учителя, если классный руководитель по этой части очень увлекается, не нагнетать и не вводить детей в невроз. Обычно детям такого возраста помогает юмор. Иногда просто нужно следить, чтобы он спать вовремя ложился, не забывал поесть.

– В этом году 1 сентября во вторник, то есть сразу – почти целая учебная неделя…

– Обычно на первой неделе много не задают, поэтому можно побольше погулять с ребенком, пойти куда-нибудь в парк, сходить в кино. Если ребенок маленький, и вы видите, что он совсем в стрессе, то лучше оставить его на один день дома, чем потом он две недели будет болеть.

Еще самим родителям нужно дать себе установку: начало учебного года – совсем не кошмар, ничего страшного в этой ситуации нет. Иначе дети начнут воспринимать все так же.

Если дополнительные занятия, кружки начинаются в первую же неделю, то нужно смотреть на собственного ребенка. Дети разные. Есть такие, которые с удовольствием бегают по занятиям с утра до вчера и чувствуют себя отлично. А есть астеничные ребята, которым такой график сразу дается тяжело, значит, темп нужно наращивать постепенно.

Чтобы переход от отдыха к учебе был легче, для некоторых детей поддерживающим ресурсом может быть, например, красивый пенал, красивые тетрадки или еще что-то новое, яркое. Или, например, поход всей семьей в кафе 1 сентября, чтобы поесть мороженого, или самые любимые завтраки всю первую неделю. А для других детей, для интровертов, самое лучшее будет, если видно, что он устает, просто взять небольшую паузу.

В общем, главное – быть внимательным к ребенку, быть рядом с ним, а остальное все приложится.

 


Уважаемые родители!

      Мы постарались подобрать для вас самую актуальную информацию, а также разместить наиболее ценные советы и рекомендации профессиональных учителей, психологов и других педагогических работников. Будьте в курсе событий учебного заведения, в котором обучается (или будет обучаться) ваш ребенок!


Вопросы безопасности в Сети. Памятка для родителей

Памятка родителям первоклассника

Консультации для педагогов и родителей «Возрастные особенности восьмиклассников»

Консультация для родителей «Второклассники»

Консультация для родителей «30 шагов родителей к подростку»

Как воспитывать: кнутом или пряником? (маленькие подсказки для взрослых)


ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Принимайте ребёнка таким, каким он есть.

      Природа создаёт детей очень сложно, перемешивая в наследственном наборе внешние качества и свойства, а также способности, склонности многих десятков и сотен предков, а не только прямых родителей. Поэтому в одной и той же семье могут родиться и красивые, здоровые, умные дети, и дети, прямо противоположные первым. Но каждого из них мама с папой должны с любовью принять. И только деятельная любовь родителей поможет детям сохранить и развить свою красоту, ум и здоровье, скорректировать свои недостатки и проявить достоинства.

2. Никогда не приказывайте по прихоти. 

      Не вмешиваться в жизнь сына или дочки столь же опасно, как и вмешиваться непрестанно. Изводить его по пустякам бесконечными нотациями (по поводу разбитой чашки, испачканной одежды) - значит оглуплять ребёнка. Тогда он уже не сможет отличать шалость, ошибку от намеренного, серьёзного проступка.

  Евгений Евтушенко объяснил необходимость выполнения этой заповеди в своём стихотворении:           

Не надо говорить неправды детям,                                                        

Не надо их в неправде убеждать,                                                          

Не надо уверять их, что на свете                                                         

Лишь тишь, да гладь, да божья благодать.                                            

Ошибок не прощайте их узнавшим,                                                     

Потом они повторятся стократ.                                                          

И нас потом воспитанники наши                                                          

За то, что мы прощали, не простят.

3. Никогда не принимайте решения в одиночку.

     Каждый родитель может вносить предложения, но принимать решения можно лишь при достижении между мамой и папой единогласия. И отец, и мать в равной степени обладают правом голоса. Когда дети достигли школьного возраста, следует и их включать в обсуждение семейных дел. Постепенно они должны получить право не только совещательного, но и решающего голоса  в семейном совете.

4. Собственное поведение родителей - самый решающий фактор в воспитании детей.

      Особенно вредны для подрастающего поколения шумные и бурные скандалы между родителями: от них дети страдают больше, чем сами родители. Если ребёнок видит, что родители не умеют ладить между собой, в пылу ссоры говорят друг другу нелицеприятные вещи, а то и бранные слова, то и сам ребёнок не научится культуре спора, уважительному отношению к другим людям, и, прежде всего, к членам семьи.

5. Говорите обо всём без боязни и сохраняйте доверие к тому, кто задаёт каверзные вопросы и противоречит.

      Вызывайте детей на разговор о вашей работе, домашних делах и счетах, о проблемах и т. д. Спорьте, но уважительно и сохраняйте доброе отношение и доверие к тем детям, которые спорят с вами с уважением. Не высмеивайте их доводов, радуйтесь тому, что у них возникают собственные взгляды, свои убеждения, пусть они будут отличными от ваших, лишь бы они были разумными. Умейте признавать свою неправоту, это приучит ребёнка к инициативности, ответственности за принятое решение. Семья - первая среда для приобщения ребёнка к социальной жизни, миру человеческих взаимоотношений.

6. Не допускайте никаких излишеств в подарках детям.

           В наше время реклама осаждает нас повсюду. И дети, в свою очередь, соблазнившись рекламой, осаждают нас. Только научившись говорить, они наизусть читают рекламные слоганы, копируя интонацию артистов с экранов. Мы умиляемся, рассказывая об этом близким и знакомым, и покупаем им очередное лакомство или игрушку. В результате родители разучиваются отказывать детям, хотя отказ приносит больше пользы в воспитании, т. к. учит отличать важное от мелочи, необходимое от излишнего. Излишество в подарках приучает детей к иждивенчеству по отношению к обществу. Общество не может делать подарки - их надо заработать. В результате такого воспитания, став уже взрослым, дети тянут с родителей деньги на очередное веяние моды и прогресса. В.А.Сухомлинский обращал внимание родителей ещё на одну важную сторону воспитания детей. Он указывал, что, как только ребёнок открыл глаза на мир, как только осознал себя, ему чего-то хочется. Потребности - двигатель человеческой жизни. Из потребностей вытекают желания. Но человек, не научившийся в детстве управлять своими желаниями, не переживающий их нравственной оправданности и обоснованности, становится социально ненадёжным, он вступает в конфликт с общественными требованиями. Нежелание учиться приходит к тем, кого в детстве бездумно кормили потребительским счастьем. А потом приходит ещё более страшное бедствие - нежелание трудиться. В тех семьях, где единственный двигатель познания и освоения мира - детское желание, постепенно превращающееся в каприз, дети лишены настоящего счастья.

7. Во всём нужно действовать собственным примером.

     Личный пример, зовущий к подражанию, - это единственный способ завоевать уважение детей. Трудно запретить взрослеющему ребёнку не курить, если сам родитель курит. Нельзя добиться аккуратности и вкуса в одежде девочки, если сама мама неаккуратно и безвкусно одевается. В младшем школьно возрасте родители являются для детей непререкаемым авторитетом. Мальчики копируют привычки отца, девочки - манеры мамы. Если папа вечерами лежит на диване, сын не научится выполнять семейные обязанности. Если мама не следит за порядком в доме, дочь не научится вести хозяйство. Это очень точно иллюстрирует афоризм,напечатанный однажды в журнале "Крокодил": "Родители тогда узнают о своих недостатках, когда видят их в своих детях".

8. Объединяйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, всё делайте сообща.

     Семья - это маленькая республика. Дети - члены этой республики, и все дела, все радости и беды должны быть общими. Обязанности в семье необходимо распределить.    

    Мать должна быть организатором семейного дела, руководителем его, а не прислугой. В раннем детстве важно приучить детей к чистоте. Поэтому следует установить особые правила уборки, которую должны выполнять дети. Если в семье заведено выполнять домашние дела сообща, семейные взаимоотношения от этого только выиграют. В ваших глазах и в глазах детей режим должен быть целесообразным, разумным. Если вы требуете, чтобы дети в определённый час сходились к обеду и садились за стол вместе с другими, то они должны понимать, почему такой порядок необходим. Объясните им, что это не прихоть мамы и бабушки, а что это облегчит работу по приготовлению к обеду и уборке после обеда. А, главное, вся семья соберётся вместе, все поделятся своими мыслями и чувствами. Если вы требуете, чтобы дети не оставляли недоеденных кусков, то они должны понимать, что это необходимо из уважения к труду людей, производящих продукты, из уважения к труду родителей, на деньги которых эти продукты покупаются. Известный педагог В. Сухомлинский, рассматривая вопрос о семейном воспитании, особо подчёркивал роль детского труда в семье. Василий Александрович замечает: "Не бойтесь детского труда, дорогие родители, не оберегайте от него своих малышей! Пусть не тревожит вас то, что ребёнок отнёс для поливки цветов и винограда одно маленькое ведёрко воды, другое, третье, четвёртое, что он вспотел и устал, - этот труд для него  истинная радость, несравнимая ни с какими другими радостями мира. В этом труде постигается не только окружающий мир.

      Человек постигает самого себя. А самовоспитание в детстве и начинается с узнавания самого себя, при этом узнавание это должно быть радостным: пятилетний мальчишка, вырастивший куст роз, с изумлением глядит не только на творение своих рук - дивный цветок, но и на самого себя: "Неужели это сделал я?" Ребёнок, постигая счастье труда, познаёт себя, становится другом, единомышленником, помощником матери и отца в воспитании".

9. Держите двери дома открытыми.

    Нет смысла привязывать детей к дому верёвкой, ограждать их от опасностей и соблазнов окружающего мира. Они должны быть свободными и чувствовать себя свободными. Двери дома должны быть открыты для входа друзей детей, для выхода детей в более широкий мир соседей, товарищей, друзей, подруг. Дети должны научиться общаться в разных социальных ролях: как покупатели, пациенты, клиенты и т. п. Необходимо доверять детям, но они должны научиться быть свободными, ведь это совсем не просто. Без нотаций, уважительно надо помочь детям выработать у себя чувство личной ответственности за свободный выбор. Если в семье доброе, уважительное отношение друг к другу, родители не злоупотребляют запретами, а больше прибегают к деликатным советам, заинтересованы в обсуждении всех семейных и детских дел, дети ничего не будут скрывать от родителей, и родители сумеют вовремя предостеречь детей от необдуманных поступков.

10. Устранитесь в положенное время.

       Конечно, грустно, когда дети покидают родное гнездо, но это необходимо для них. Им пришло время жить самостоятельно, и родители должны устраниться, не мешая им в этом. Ведь одно из назначений семьи - выявить в каждом ребёнке всё лучшее, что в нём есть, развить и отдать это лучшее на его же благо. Ведь ваши дети, отделившись от вас, начав свою самостоятельную жизнь, начнут новый цикл жизни, для того чтобы жизнь никогда не кончалась. Как бы ни хотелось уберечь их от ошибок, материальных проблем, старайтесь не диктовать им свою волю, а помогать им рациональным советом. Не научившись решать проблемы, находить варианты выхода из кризиса, они не станут полноценными личностями. Роль родителей состоит в том, чтобы понять причины их поступков, принять их такими, какие они есть, поддержать, когда они нуждаются в нас. Ведь прежде всего мы родители, а уже потом судьи и защитники, учителя и врачи, директора и служащие.

 

Виды насилия над детьми и пути его преодоления

Методические рекомендации (подготовлены Л.И.Смагиной и А.С.Чернявской, отдел семейного воспитания и социальной защиты детства Центра проблем воспитания Национального института образования МО РБ)

Виды и формы насилия над детьми

Изучение любой проблемы, как правило, начинается с уточнения научного аппарата, с определения дефиниций, чтобы при употреблении терминов представители различных сфер знаний и отраслей деятельности вкладывали в используемые термины один и тот же смысл. Поскольку проблемой насилия обязательно занимаются медики, представители правоохранительных органов, юристы, а сейчас еще социальные работники, педагоги, психологи и иные специалисты, обратимся к справочным источникам и уточним, что подразумевается под насилием и жестоким обращением с детьми.

В словаре С.И.Ожегова, насилие истолковано как "принуждение, давление, нажим, применение физической силы; принудительное воздействие на кого-либо; притеснение, беззаконие".

В нормативно-правовых документах насилием называется "воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле)". В сборнике "Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия" (Спб, 2003 г.) пишется, что определение "жестокое обращение с детьми" как "конкретное юридическое понятие впервые появилось в Кодексе о браке и семье. Данное понятие жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав в решении Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 г. "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей". Из этих разъяснений следует, что под жестоким обращением с детьми понимаются такие насильственные действия, которые нарушают права ребенка, но еще не являются уголовно наказуемыми".

Если поначалу для юристов приведенного определения было достаточно, то представителей психолого-педагогических наук оно не удовлетворило. Наблюдаемая в последние годы общая гуманизация человеческих взаимоотношений привела к тому, что люди сделались более чувствительными к нюансам насилия и начали негативно реагировать не только на физическую и сексуальную, но также на вербальную и эмоциональную агрессию. В самом общем смысле в психолого-педагогической литературе под насилием понимается умышленное применение человеком, группой различных форм принуждения в отношении к конкретному лицу (группе лиц) с целью достижения каких-либо целей (ущемление прав и свобод, нанесение ущерба или угроза физическому, психическому состоянию). Следовательно, насилие – это любой совершенный акт, который причиняет или может причинить вред физическому, половому или психическому здоровью, а также угроза совершения таких актов.

Одновременно специалисты предприняли попытки уточнить и детализировать содержание понятия, ибо одни ученые используют термин насилие, а другие – жестокость, т.е. нанесение одним человеком другому человеку или иному живому существу страданий, вреда, ущерба, выражающееся в действии и бездействии, в словах, в психологическом воздействии и т.д. Анализ встречающихся в настоящее время определений насилия позволяет утверждать, что до последних лет выделяли 3-4 основные формы насилия или жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие или развращение, психическое (эмоциональное) насилие и пренебрежение нуждами ребенка, означаемое некоторыми авторами как моральное насилие. Так, Н.Ю.Синягина ограничивается тремя основными видами, выделяя:

1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо ответственными за воспитание.

2. Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения с взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей.

3. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить:

– недостаточное возрасту и потребностям ребенка питание, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;

– отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;

– нанесение физических повреждений;

– вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение преступления.

Относительно последнего вида насилия Н.Ю.Синягина сделала оговорку, что в психологических исследованиях последних лет выделяют жестокое отношение к детям, предполагающее не физическое воздействие, а ущемление ребенка в потребностях, намерениях, чувствах, установках, унижение или принуждение его к действиям, противоречащим его устремлениям. Далее она уточняет, что существует и психическое (эмоциональное) насилие как периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, приводящее к возникновению у него патологических черт характера или же тормозящее развитие его личности (постоянная критика ребенка, угрозы в его адрес, предъявление повышенных требований, не соответствующих возрасту ребенка и др.).

К эмоциональному насилию Н.Ю.Синягиной относит:

– открытое неприятие и постоянную критику ребенка, вербальные угрозы в его адрес;

– оскорбления и унижение достоинства ребенка;

– преднамеренную физическую или социальную изоляцию ребенка;

– предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту и возможностям;

– ложь и невыполнение взрослыми обещаний;

– однократное или многократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму и др.

В этот ряд Н.Ю.Синягина ставит еще один вид насилия – доведение до самоубийства, поскольку статистика отмечает неуклонный рост самоубийств среди школьников. Наконец, отдельной новой формой жестокости ученый называет торговлю детьми. Отметим также, что Н.Ю.Синягина (как и многие другие) ставит знак равенства между насилием и жестоким обращением с детьми, раскрывая это понятие следующим образом:

Жестокое обращение – это любые действия или бездействия по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их заменяющих, или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.

Вместе с тем Н.Ю.Синягина утверждает, что четкого, однозначного определения жестокости отечественные психологи так и не дали, хотя юристы, медики, философы, социологи и педагоги часто используют этот термин. В психологии же чаще применяются такие синонимы «жестокости», как "деспотизм" и "агрессия", которая» трактуется как поведение, приносящее вред другому существу; намерение нанести вред; демонстрация превосходства в силе или применение силы по отношению к другому человеку. Причем Н.Ю.Синягина полагает, что определение агрессии не является исчерпывающим для описания всех граней жестокости и не включает ее психологическую сущность в виде насилия над потребностями, чувствами, установками ребенка, его унижение или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям.

Более обширное и полное толкование насилию дали сотрудники американской некоммерческой организации "Project Harmony". Они провели в 1998 году на территории Карелии исследование в рамках проекта "Предотвращение насилия в семье" и попытались отразить различные аспекты насилия следующим образом:

"Над ребенком совершено насилие, если:

  • его истязали, ему нанесли побои,
  • его здоровью причинили вред,
  • нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу,
  • на него кричали,
  • его запугивали, а) внушая страх с помощью действий, жестов, взглядов, б) используя для запугивания свой рост, возраст, в) угрожая насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и т.д.).

К жестокому обращению относится также использование при этом силы общественных институтов, в том числе: религиозной организации, суда, милиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.

Над ребенком совершают насилие, если используют для этого изоляцию и контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:

  • унижают его достоинство,
  • используют обидные прозвища,
  • при общении с ребенком проявляют непоследовательность,
  • ребенка стыдят,
  • используют ребенка в качестве доверенного лица, передатчика информации другому родителю (взрослому).

Над ребенком совершено экономическое насилие, если:

  • не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег.
  • взрослыми растрачиваются семейные деньги.
  • ребенок используется как средство экономического торга при разводе.

Взрослые относятся к ребенку жестоко, если:

  • используют свои привилегии, в том числе угрозы: а) бросить его (в детском доме – исключить или перевести в другое учреждение), б) совершения самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам
  • обращаются с ним как со слугой, с подчиненным,
  • ребенка перебивают во время разговоров,
  • отказываются сообщать а) о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе, б) о посещениях его родителями, опекунами.

Заметим, что приведенный перечень способов совершения насилия над ребенком не только достаточно полно прокомментирован, но и содержит такой новый вид, как экономическое насилие.

Завершая обзор толкований насилия, заметим, что иногда выделяют и такие виды насилия как изоляция ребенка в семье, т.е. деятельность членов семьи, препятствующая (ограждающая) взаимодействию их ребенка со сверстниками, другими людьми; ограничение – установление определенных рамок, границ, условий самопроявления, деятельности, поведения. А эмоциональное насилие иногда заменяют термином эмоциональный террор – унижение и насмешки, вызывающие у ребенка негативные чувства по отношению к себе; угрозы бросить ребенка; манипулятивные игры, высказывания.

Как видим, существуют, во-первых, заметные расхождения в раскрытии понятия насилия, идентификация его с жестокостью; во-вторых, смешение некоторых видов насилия, что особенно заметно по отношению к психическому, которое относят к моральному, эмоциональному и пр. В-третьих, в отдельные формы проявления жестокости по отношению к детям стали выделять а) доведение до самоубийства (хотя, на наш взгляд, это является следствием насилия), б) торговлю детьми и в) экономическое насилие (что вполне закономерно). В целом, на наш взгляд, продолжает оставаться острой проблема максимально возможной унификации научного аппарата, используемого специалистами психологами, педагогами, медиками, юристами, социологами и др., что позволит им создать единую систему работы по предупреждению и преодолению жестокого обращения с детьми.