Антикоррупционная деятельность

Алгоритм действий педагогического работника в ситуации конфликта с учащимся во время образовательного процесса

  В  ситуации, когда ученик ведет себя во время образовательного процесса вызывающе, провоцирует других учащихся и (или) учителя на открытый конфликт, педагог должен: 

  1. Вызвать дежурного администратора либо любого члена администрации в класс и сообщить о создавшейся ситуации;
  2. Дежурный администратор (член администрации) обязан проинформировать о случившемся законных представителей учащихся, пригласить их в учреждение образования для беседы и выработки рекомендаций по выходу из конфликтной ситуации;
  3. В случае неоднократных нарушений поведение учащегося рассматривается на заседании совета по профилактике, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учреждения образования, принимаются соответствующие меры, вплоть до постановки на учет.

     Обязанности педагогических работников прописаны в Кодексе Республики Беларусь об образовании.

      Статья 53. Учитель обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы. Поэтому любое насилие (физическое в виде «подзатыльника» или психологическое в форме нецензурных высказываний) с позиции педагога недопустимы.

свернуть

Положение о порядке предотвращения и урегулирования конфликта интересов

Положение об урегулировании конфликта интересов между работниками и организацией образования

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

  1. Настоящее Положение (далее – Положение) разработано на основании Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. «О борьбе с коррупцией» и определяет порядок урегулирования конфликта интересов между работниками и организацией образования, возникающих у работников организации образования в ходе выполнения ими трудовых обязанностей.
  2. Действия настоящего Положения распространяется на всех лиц, являющихся работниками организации образования и находящихся с ней в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и       выполняемых функций, а также на физических лиц, сотрудничающих с организацией образования на основе гражданско-правовых договоров.
  3. Под конфликтом интересов в настоящем Положении понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника,        его   супруга    (супруги), близких    родственников  или свойственников влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им своих трудовых обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и правами и законными интересами организации образования.
  4. Под личной заинтересованностью работника организации образования понимается заинтересованность работника, связанная с возможностью получения им при исполнении своих трудовых обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
  5. В основу работы по управлению конфликтом интересов в организации образования положены следующие принципы:

обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном

конфликте интересов;

индивидуальное рассмотрение, урегулирование и оценка репутационных и иных рисков для организации образования при выявлении каждого конфликта интересов; конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте

интересов и процесса его урегулирования; соблюдение баланса интересов организации образования и

работника при урегулировании конфликта интересов; защита работника от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов, который был своевременно раскрыт работником и урегулирован (предотвращен) организацией образования.

 

ГЛАВА 2

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

 

  1. Целью профилактики конфликтов является создание условий деятельности для работников организации образования, которые минимизируют вероятность возникновения и (или) развития конфликтов интересов.
  2. В целях профилактики конфликта интересов между работниками и организацией образования предусматриваются следующие мероприятия:

 совершенствование организационно-кадровой структуры организации образования (ее обособленных и структурных подразделений) в целях исключения совместной работы лиц, состоящих в браке или находящихся в отношениях близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если данная работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из этих лиц другому;

                     уточнение и оптимизация трудовых обязанностей работников

организации образования; установление эффективной системы контроля за исполнением работниками организации образования своих трудовых обязанностей, соблюдением предусмотренных законодательством запретов и ограничений; проведение организаций образования просветительской и идеологической работы, направленной на распространение знаний о конфликтах интересов, причинах их возникновения, порядке их предотвращения и урегулирования;

  1. С целью профилактики конфликта интересов работники организации образования не вправе:

оказывать содействие супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам в осуществлении предпринимательской деятельности с использованием служебного положения;

выполнять иные оплачиваемые работы, не связанные с исполнением своих трудовых обязанностей по месту основной работы (кроме преподавательской (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено законодательством Республики

Беларусь; участвовать лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь; принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением трудовых обязанностей; использовать в личных, групповых и иных внеслужебных интересах информацию, содержащую сведения, составляющие охраняемую законом тайну, полученную при исполнении своих трудовых обязанностей; использовать во внеслужебных целях средства финансового, материально-технического и информационного обеспечения, другое имущество организации образования.

  1. Работники обязаны руководствоваться интересами организации образования без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей при принятии решений по деловым вопросам и выполнении своих трудовых обязанностей, а также избегать (по возможности) ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов.

 

ГЛАВА 3

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЯ О КОНФЛИКТЕ

ИНТЕРЕСОВ И ПРОВЕРКА ПОСТУПИВШЕЙ ИНФОРМАЦИИ О

КОНФЛИКТЕ ИНТЕРЕСОВ

 

  1. Обязанности по предотвращению и урегулированию конкретных конфликтов интересов возлагаются на работников – участников конфликтов, начальников структурных подразделений, работников отдела кадров, комиссию по противодействию коррупции (при ее наличии).
  2. Сведения о конфликтах интересов с участием конкретных работников организации образования могут быть получены:

от самих работников, руководителей их структурных подразделений; из обращений граждан и юридических лиц, публикаций в средствах

массовой информации; в результате совместного анализа имеющихся сведений о личных интересах работников организации образования и выполняемых им трудовых обязанностях;

из других источников.

  1. Координацию деятельности по выявлению конфликтов интересов осуществляет руководитель организации образования.
  2. Работники организации образования самостоятельно устанавливают наличие признаков реального или потенциального конфликта интересов и незамедлительно докладной запиской уведомляют своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого находятся (начальника структурного подразделения, заместителя руководителя организации образования и т.д.), о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов.
  3. Руководители структурных подразделений, члены комиссии по противодействию коррупции, работники отдела кадров при выявлении признаков реального или потенциального конфликта интересов незамедлительно уведомляют руководителя организации образования о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов докладной запиской, в которой подробно указывается суть конфликта интересов, причина и время его возникновения, отношение работника к возникновению конфликта интересов (субъективные и объективные факторы), значимость конфликта интересов.
  4. Непосредственный руководитель работника при получении докладной записки о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов доводит докладной запиской до сведения руководителя организации образования о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов, к докладной записке приобщает докладную записку работника организации образования и дополнительные материалы, характеризующие суть конфликта интересов.
  5. Руководитель организации образования при получении материалов о возникновении (возможности возникновения) конфликта интересов принимает незамедлительное решение о его предотвращении (урегулировании), либо при необходимости организует проведение дополнительной проверки.

Дополнительная проверка проводится уполномоченным лицом или комиссионно в трехдневный срок от момента получения материалов.

  1. Организация образования берет на себя обязательство конфиденциального рассмотрения представленных сведения и урегулирования конфликта интересов.
  2. По результатам проверки поступившей информации выносится решения является или не является возникшая (способная возникнуть) ситуация конфликтом интересов.

Ситуация, не являющаяся конфликтом интересов, не нуждается в специальных способах урегулирования.

 

ГЛАВА 4

ПОРЯДОК И СПОСОБЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА

ИНТЕРЕСОВ

 

  1. Окончательное решение о порядке предотвращения или урегулирования конфликта интересов принимает руководитель организации образования.
  2. В случае если конфликт интересов имеет место, то могут быть использованы следующие способы его урегулирования:

вручение работнику письменных рекомендаций о принятии мер по

предотвращению или урегулированию конфликта интересов; отстранение работника от совершения действий по работе, вызывающих или способных вызвать у него конфликт интересов (исключение работника из состава комиссии или рабочей группы; запрет работнику принимать участие в голосовании при сохранении права на участие в обсуждении; ограничение доступа к определенным сведениям на период урегулирования конфликта интересов и иные); перевод работника в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, с должности, исполнение обязанностей по которой вызвало или может вызвать конфликт интересов, на другую равнозначную должность; пересмотр и изменение трудовых обязанностей работника; передача работником принадлежащего ему имущества, являющегося основой возникновения конфликта интересов, в доверительное

управление; отказ работника от своего личного интереса, порождающего

конфликт с интересами организации образования; увольнение по соглашению сторон, если конфликт интересов носит

постоянный и неустранимый характер; использование иных способов разрешения конфликта.

  1. При принятии решения о выборе конкретного способа урегулирования конфликта интересов важной учитывать значимость личного интереса работника и вероятность того, что личный интерес будет реализован в ущерб интересам организации образования.
22.          В случае отказа работника от принятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов руководитель организации образования принимает решение в соответствии с законодательством Республики Беларусь
свернуть

Перечень коррупционных рисков

ПЕРЕЧЕНЬ коррупционных рисков в государственном учреждении образования

«Князевская средняя школа»

Зельвенского района 

Раздел работы

Область деятельности, где возможны коррупционные риски

Меры профилактики

Ответственные лица

Прием на работу

Прием на работу (на должности

заместителя руководителя,

педагогических работников и др.);

прием на работу близких родственников и свойственников.

Соответствие образования квалификационным требованиям. Соблюдение порядка согласования назначений на руководящие должности, приема на работу педагогических работников, молодых специалистов. Соблюдение требований законодательства при приеме на работу близких родственников. Предоставление руководителями деклараций о доходах и имуществе. Проверка деклараций о доходах и имуществе в соответствии с требованиями законодательства.

Руководитель учреждения образования

Работа по совместительству

Прием на работу по совместительству

 Соблюдение ограничений, установленных законодательством, в работе по совместительству.  Соблюдение порядка составления, утверждения, согласования, ознакомления с графиками работы по совместительству.

Организация системы контроля за отработкой рабочего времени по совместительству.

Руководитель и заместители

руководителя учреждения

образования

Хозяйственные

операции (начисление

заработной платы,

проведение ремонтов,

использование

автотранспорта)

Начисление заработной платы на картсчета сотрудников;

взаимные расчеты с подрядчиками во время и после проведения текущего и

капитального ремонта;

использование служебного

автотранспорта

Предупреждение должностных лиц об ответственности за нарушение

коррупционного законодательства.

Руководитель учреждения  образования.

Укрепление

материально-технической базы

учреждений

образования

 Использование государственного имущества.

Запрет на использование должностными лицами в личных и иных внеслужебных интересах имущества, находящегося в собственности учреждений образования.

Проведение в учреждении образования инвентаризации в соответствии с действующим законодательством.

Руководитель учреждения  образования.

Распределение средств

материального

стимулирования

Распределение премий, надбавок, оказание материальной помощи

Проведение информационной работы с членами трудового коллектива по разъяснению коллективного договора и

положений о материальном стимулировании.

Доведение до сведения членов педагогического коллектива содержания приказов о материальном стимулировании  (ежемесячно).

Оформление протоколов заседаний комиссий по распределению средств материального стимулирования.

Разработка и внедрение механизма внутреннего аудита.

Соответствие установленных приказами сумм стимулирующего характера положениям о материальном стимулировании.

Руководитель учреждения  образования.

Проведение процедуры

государственных

закупок

Закупка оборудования и др.

На уровне первичных профсоюзных организаций:

закупка новогодних и иных подарков для работников.

Организация работы конкурсных комиссий в соответствии с требованиями законодательства.

Осуществление постоянного контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учета, экономической обоснованности расходов в соответствии с утвержденной сметой.

Проведение разъяснительной работы по предупреждению коррупционных

преступлений. Анализ информации об организациях, участвующих в электронных торгах. Организация взаимодействия с правоохранительными органами

Руководитель учреждения  образования, его заместители

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная

деятельность

Проведение текущей и итоговой аттестации; организация и проведение выпускных

экзаменов; экстернат; выдача документов об образовании; оказание дополнительных платных образовательных услуг.

Контроль за качеством преподавания, объективностью выставления отметок, организацией итоговой аттестации обучающихся. Организация работы экзаменационных комиссий в соответствии с требованиями нормативных правовых актов. Проведение разъяснительной работы с родительской и педагогической общественностью по предупреждению коррупционных проявлений.

Организация контроля за выдачей

документов об образовании и обучении, подсчетом среднего балла.

Наличие договоров на оказание

дополнительных платных образовательных услуг между учреждением образования и законными представителями.

Оплата за предоставленные услуги посредством перечисления на банковский расчетный счет учреждения образования.

Руководитель и заместители руководителя

учреждения образования,

члены   экзаменационных

комиссий

Повышение

квалификационного

уровня работников

Организация и проведение присвоения

квалификационной категории

педагогическим работникам

учреждений образования района. Ходатайство об аттестации на присвоение квалификационных

категорий педагогическим работникам; работа аттестационных комиссий по

присвоению квалификационных

категорий работникам.

Соблюдение требований Инструкции при рассмотрении материалов и проведении процедуры присвоения квалификационных

категорий педагогическим работникам. Соблюдение требований Инструкции при рассмотрении ходатайств о допуске к аттестации. Предупреждение о персональной ответственности членов аттестационной комиссии.

Руководитель и заместители

руководителя учреждения

образования

Направление на

переподготовку

педагогических

работников

Принятие решений о направлении

педагогических работников на переподготовку.

Мотивация причин направления

педагогических работников при принятии решения о направлении на переподготовку.

Руководитель и заместители

руководителя учреждения

образования

Награждение

педагогических

работников

и учащихся

Представление работников к

награждению наградами отдела образования Зельвенского  райисполкома, Зельвенского районного исполнительного комитета и Зельвенского районного Совета депутатов, главного управления  образованию Гродненского облисполкома, Гродненского областного совета депутатов, Министерства образования, государственными наградами.

Обсуждение кандидатур награждаемых работников на общих собраниях трудовых коллективов.

Организация работы комиссий по

рассмотрению наградных материалов. Объективность оценки результатов работы.

Руководитель и заместители руководителя учреждения образования

Юбилейные даты

учреждений

образования

и педагогических

коллективов

Празднование юбилеев учреждения образования, юбилейных дат в жизни руководителей и педагогических работников.

Проведение разъяснительной работы на общешкольных родительских собраниях, общих собраниях трудового коллектива.

Руководитель и заместители руководителя учреждения образования, педагогические работники

Служебные

командировки в пределах Республики

Беларусь, а также за ее пределы

Оформление служебных командировок

в пределах Республики Беларусь, а также за ее пределы.

Соблюдение порядка согласования

командировок. Своевременное предоставление отчетов по результатам командировок.

Руководитель и заместители руководителя учреждения образования

Проведение выпускных вечеров в учреждениях общего среднего и

выпускных

праздников

в учреждениях

дошкольного

образования

Проведение воспитательных мероприятий в учреждении  образования.

Контроль за проведением выпускных вечеров в учреждении образования. Проведение разъяснительной работы на общешкольных родительских собраниях, общих собраниях трудового коллектива.

Руководитель учреждения

образования

Поступление

безвозмездной

(спонсорской) помощи

 

Оформление договора об оказании

спонсорской помощи.

Информирование педагогической и

родительской общественности о

расходовании поступивших спонсорских средств

Руководитель учреждения образования

Поступление

добровольных

родительских взносов

Деятельность попечительского совета.

Отчеты о работе

попечительского совета. Контроль за работой попечительского совета.

Информирование родительской и

педагогической общественности о

расходовании средств, поступивших на счет учреждений образования, в качестве добровольных родительских взносов. Проведение анкетирования среди родительской общественности. Размещение на сайтах учреждений образования финансовых отчетов попечительских советов об использовании финансовых средств. Проведение личного приема граждан.

Председатель  попечительского совета,

руководитель учреждения

образования

свернуть

Антикоррупционное законодательство

Под антикоррупционным законодательством следует понимать совокупность нормативных правовых актов, которые определяют понятие коррупции, коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции, предусматривают систему мер борьбы с коррупцией, регламентируют права и обязанности государственных органов, иных организаций и граждан в сфере борьбы с коррупцией, устанавливают ответственность за коррупционные проявления, закрепляют порядок устранения последствий коррупции.

 К антикоррупционному законодательству относятся:

  • Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г.№ 305-З "О борьбе с коррупцией"
  • Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003г. № 204-З «О государственной службе в Республики Беларусь»
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2011г. № 1732 «Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции»
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2018 г. № 502 О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о комиссии по противодействию коррупции
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2019 г. № 267 Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2011 г. № 1732
  • Закон Республики Беларусь от 4 января 2003 г. № 174-З «О декларировании физическими лицами доходов и имущества»
  • Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З
  • Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06 января 2021 г. № 91-З
свернуть

Антикоррупционная деятельность

Коррупция – это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей (статья 1 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»).

Коррупционные правонарушения:

вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;

принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством Республики Беларусь оплаты труда;

предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;

действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;

незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от любой деятельности, указанной в абзацах втором, третьем и пятом части первой настоящей статьи;

принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества (подарков) или другой выгоды в виде услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий;

использование государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для осуществления государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства Республики Беларусь;

использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, ссуды, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества.

Ответственность (статья 2 Закона)

Ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливается Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь.

ПЕРЕЧЕНЬ коррупционных преступлений

  1. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК).
  2. Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч.3 ст. 228 УК).
  3. Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 и ч.3 ст. 235 УК).
  4. Финансирование террористической деятельности, совершенное должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 ст. 2901 УК).
  5. Злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч.3 ст. 424 УК).
  6. Бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч.3 ст. 425 УК).
  7. Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч.3 ст. 426 УК).
  8. Служебный подлог (ст. 427 УК).
  9. Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 429 УК).
  10. Получение взятки (ст. 430 УК).
  11. Дача взятки (ст. 431 УК).
  12. Посредничество во взяточничестве (ст. 432 УК).
  13. Получение незаконного вознаграждения работниками государственного органа либо иной государственной организации (ст. 433 УК).
  14. Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 455 УК).

 

В целях совершенствования правового регулирования вопросов противодействия коррупции, устранения причин и условий, порождающих коррупцию,  в соответствии с п.1 Типового положения о комиссии по противодействию коррупции в учреждении образования создана и действуют комиссия по противодействию коррупции.

свернуть