Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Специалисты по работе с одаренными детьми давно заметили, что чаще всего такие дети вырастают в определенных условиях. Большое значение имеет атмосфера, система ценностей той среды, в которой растет и обучается одаренный ребенок. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются ещѐ на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты.
Для получения первичной информации о направленности интересов учеников начальных классов можно использовать методику «Палитра интересов».
Ребятам предлагается ответить на 35 вопросов, которые составлены в соответствии с условным делением склонностей ребѐнка на семь сфер:
математика и техника;
гуманитарная сфера;
художественная деятельность;
физкультура и спорт;
коммуникативные интересы;
природа и естествознание;
домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Если то, о чѐм говорится, не нравится, ребятам нужно поставить знак -; если нравится - +; если очень нравится - ++.
Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе…»
1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
2. Читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести.
3. Петь, музицировать.
4. Заниматься физкультурой.
5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
6. Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
7. Делать что – нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
8. Играть с техническим конструктором.
9. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.
10. Самостоятельно рисовать.
11. Играть в спортивные, подвижные игры.
12. Руководить играми детей.
13. Ходить в лес, на поле.
14. Ходить в магазин за продуктами.
15. Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях.
16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
19. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
20. Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц, животных.
21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
22. Конструировать, рисовать проекты самолѐтов, кораблей и др.
23. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
24. Самостоятельно без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
25. Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
26. Объяснять что – то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать своѐ мнение).
27. Ухаживать за домашними животными и растениями.
28. Помогать взрослым, делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.).
29. Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
30. Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
31. Участвовать в играх – драматизациях, в постановке спектаклей.
32. Заниматься спортом в секциях и кружках.
33. Помогать другим людям.
34. Работать в саду, на огороде, выращивать растения.
35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
В итоге подсчитывается количество плюсов и минусов по вертикали. Доминирование там, где наибольшее число плюсов.
Полученная информация даѐт возможность более объективно судить о способностях и характере одарѐнности ребѐнка.
Далее провести педагогическую диагностику уровня развития детской одарѐнности. Диагностика помогает определить степень развитости определѐнных черт личности учеников. Согласно диагностике оценить степень выраженности черт по следующей уровневой системе:
3 балла – данная черта проявляется всегда;
2 балла – данная черта проявляется часто, но не всегда;
1 балл – данная черта проявляется, но достаточно редко;
О баллов – данная черта не проявляется совсем.
Учебные характеристики:
1. Имеет большой запас слов.
2. Владеет большим объѐмом информации и свободно рассуждает на различные темы.
3. Понимает смысл и причины действий людей и вещей.
4. Является живым наблюдателем: «видит больше» или «берѐт больше» из рассказа, фильма или какой – то деятельности, чем другие.
5. Поступил в данный класс, имея способности читать больше, чем это требуется в этом возрасте.
6. Показывает быстрое понимание арифметики.
Мотивационные характеристики:
1. Настойчив в поисках решения задания.
2. Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела.
3. Обычно прерывает других.
4. Прилагает усилия для завершения действия.
5. Нуждается в минимуме указаний со стороны учителя.
6. Упорный в отстаивании своего мнения.
Творческие характеристики:
1. Любопытен и любознателен, задаѐт много вопросов (не только о реально существующих явлениях и предметах).
2. Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям («интересно, что бы случилось, если…»).
3. Часто предлагает необычные ответы, обладает богатым воображением во время рассказа своих историй. Говоря об открытиях, голос возбуждѐн.
4. Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим юмористическими, получает удовольствие от игры слов (играет в слова).
5. Не склонен принимать на веру «официальное решение» без критического исследования; может потребовать доводы и доказательства.
6. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок.
Черты личности:
1. Самооценка. Реальная оценка своих личностных качеств и способностей. Ребѐнок знает свои «сильные» и «слабые» стороны, учитывает их в своей деятельности и в общении с другими людьми.
2. Старательность. Стремление ребѐнка доводить результаты своей деятельности до соответствия самым высоким стандартам. Очень старательный.
3. Демонстративность. Желание всегда быть в центре внимания. Ребѐнок стремится любой ценой привлечь внимание взрослых и сверстников.
4. Эмоциональность. Восприимчивость, чувствительность к явлениям окружающего мира. Выражается в экспрессивных реакциях ребѐнка или, наоборот, в излишней тревожности.
5. Произвольность поведения. Умение подчинять свои желания требованиям необходимости. Ребѐнок контролирует свои желания и своѐ поведение в соответствии со сложившимися обстоятельствами или моральными нормами. Способен быстро концентрироваться, настраиваться на деятельность и долгое время ею заниматься, не отвлекаясь.
6. Способность к оценке. Критичность мышления. Выражается в способности ребѐнка отличать положительные и отрицательные стороны деятельности и поведения других людей.
Заполняется таблица, где указывается:
1.Ф.И.О.
2.Характеристики
3.Черты личности
4.Всего баллов:учебные,мотивационные,творческие.
Перед учителем начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности. Поэтому не только важно установить уровень способностей и их разнообразие у детей, но и уметь правильно осуществлять их развитие.
На основании полученных результатов составляется план работы с одарѐнными детьми.
В работе с одарѐнными детьми применяю следующие методы: исследовательский, частично – поисковый, проблемный, формы работы: классно – урочная (работа в парах, в малых группах), разно уровневые задания, индивидуальные творческие задания, предметные олимпиады, викторины, ролевые игры. В рамках каждого урока стараюсь создать условия для формирования и развития познавательной активности
одарѐнных детей. Для этого использую метод «детского эксперимента». Суть заключается в том, что ученики сталкиваются с проблемной ситуацией, сами определяют, какой материал они не знают, что должны повторить для изучения новой темы, помогают составить алгоритм для решения учебной задачи.
На этапе закрепления одарѐнным ученикам предлагаются карточки с частным случаем (например, определить род существительного ножницы). Ученику предлагается на обратной стороне карточки изложить свои действия по выполнению этого задания и сделать вывод. В конце урока или в начале следующего, при проверке домашнего задания ученику предоставляется возможность объяснить этот случай всему классу.
Также можно организовать на уроках работу в малых группах, в которую входят дети с разным уровнем обученности. При решении учебной задачи одарѐнный ученик исполняет роль консультанта, оказывает помощь каждому члену группы.
Формы и приѐмы работы с одарѐнными детьми в рамках отдельного урока направлены на дифференциацию и индивидуализацию работы. Использую дифференцированные задания по трудности, по уровню творчества, по объѐму учебного материала. В результате одарѐнный ученик получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления, умений работать самостоятельно (решение проблемных ситуаций, логических задач, задания повышенной сложности, задания на опережение). На уроках математики и во внеклассной работе по предмету практикую решение нестандартных задач. Это логические задачи, когда решение сводится к использованию определѐнных приѐмов. Среди них выделяю задачи:
в которых нужно найти соответствие между элементами разных множеств. Например, девочки Берѐзкина, Вербицкая и Сосновская посадили берѐзу, вербу и сосну. Каждая из них не посадила дерево, от названия которого произошла еѐ фамилия. Какое дерево посадила каждая девочка, когда известно, что Берѐзкина посадила не сосну?
задачи на распределение элементов множеств. Например, Света, Алѐна, Таня, Галя и Наташа купили три порции мороженого и два пирожных. Галя и Света купили одно и то же, Таня и Света – разные сладости, Света и Алѐна – одинаковые. Что купила каждая девочка
задачи на упорядочение множества. Например, в очереди в школьный буфет стоят Юра, Миша, Володя, Саша и Олег. Юра стоит
перед Мишей, но после Олега. Володя и Олег не стоят рядом, а Саша не находится ни возле Олега, ни возле Юры, ни возле Володи. В каком порядке стоят мальчики?
задачи про «лжецов». Например, спортсменки Аня, Валя, Галя и Даша заняли первые четыре места на соревнованиях по гимнастике, при этом они не делили между собой эти места. На вопрос, какое место заняла каждая девочка, болельщики ответили:
1-й болельщик: «Аня заняла второе место, а Даша – третье».
2-й болельщик: «Аня заняла первое место, а Валя – второе»
3-й болельщик: «Галя заняла второе место, а Даша – четвѐртое»
Каждый из болельщиков ошибся один раз. Какие места заняли в соревнованиях девочки?
задачи на проведение цепочки логических рассуждений со следующим арифметическим просчѐтом. Например, на соревнованиях по стрельбе Вова 10 раз выстрелил по стандартной мишени и выбил 76 очков. Сколько раз мальчик попадал в «пятерку» и в «семѐрку», когда известно, что «десяток» было четыре, а других попаданий не было?
Решение таких задач развивает мышление детей; содействует воспитанию терпения, настойчивости и воли; пробуждает интерес к процессу поиска ответа; даѐт возможность чувствовать глубокое удовлетворение от поиска правильного решения. Используя нестандартные задачи, можно помочь ученикам проявить свои способности, развить инициативность, самостоятельность и творческий потенциал.
При работе с категорией одарѐнных детей применяю и дифференцированные домашние задания.
Среди форм внеурочной работы большое значение в развитии детей имеет проведение предметных олимпиад. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребѐнка. Реализованные возможности развивают ребѐнка, стимулируют его интерес к наукам. В работе с одарѐнными учащимися обращаем внимание на их достижения, так как оценки взрослых для них – одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Создаѐм у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск, поощряем самостоятельное мышление.
РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ
Творческая личность характеризуется умением самостоятельно выбирать сферу деятельности и двигаться вперед. В учебном учреждении этому способствует продуманная методика обучения, предназначенная не только для передачи знаний, но и для выработки «умения мыслить».
В своей работе на уроке учитель может использовать:
Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.
Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.
Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.
Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
«Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения.
Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Все занятия, рассчитанные на повышение креативности, основываются на следующих принципах: научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.
Пять самых знаменитых упражнений, которые необходимо регулярно выполнять, а в идеале – ежедневно.
1. «И все-таки у них много общего». Задание: Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую–нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой. Это упражнение тренирует мозг на сознание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах. Например:
«Что общего между глазом и водопроводным краном»?
Оба слова - из четырех букв;
В обоих случаях буква «А» - третья по счету;
При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз
помыть;
o И то и другое может блестеть;
o Из них иногда льется вода;
o Когда они портятся, из них подтекает.
Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.
2. «Безумный генетик». Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Внимание! Здесь важен процесс, а не результат.
Задание: нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных.
Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное - «задушить» логику и здравый смысл, которые будут мешать в работе.
3. «Сумасшедший архитектор». Задание: необходимо нарисовать дом. Для этого вам понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад назвать). Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель.
Например: «Кастрюля» - отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Кресс – салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение.
Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности.
4. «Десять плюс десять». Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят.
Например, «шляпа – большая, зеленая, теплая, модная, красивая и т. д.». Это легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой. … Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).
5. « И это называется…» Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое, можно развернутое. Главное, чтобы оно понравилось вам самим.
Например, «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т.д.
Упражнения для развития творческого восприятия помогают ученику раскрыть свои возможности и найти личный путь творческого развития.
1. Упражнение «На одну букву». Учитель считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С».
2. Упражнение «На несколько букв». Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.
3. Упражнение «Переключение внимания». Ученики рассматривают предмет в руке, по команде переводят взгляд на стену. Затем опять – на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того же места, где остановились, а не сначала. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.
4. «Что нового?» Проверяя степень развития наблюдательности и одновременно снимая напряжение, учитель спрашивает у учеников в начале урока: «Что нового вы заметили сегодня в нашем классе?».
5. «Метафоры». Учитель спрашивает, что видят ученики при слове «гаснуть». Это упражнение можно выполнять письменно.
6. «Наполнение слов». Ученики пытаются понять, на что похоже то или иное слово, что оно им напоминает, какое оно. Раскрывая образный смысл слов, добиваются того, что слово становится наполненным, оживает в воображении.
7. «Цепочка ассоциаций». Оттолкнувшись от какого – либо слова, отыскиваем ассоциации, которое оно вызывает, потом ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов.
8. «Рассказ по картинкам». Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.
9. «Составь комикс». Попросите ребенка составить комикс. Для этого можно использовать готовые картинки или придумать самим и нарисовать их.
10. «Музыка». Ребенку предлагается прослушать музыку. Затем ему дают четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую. Используя эти краски, ребенок должен изобразить услышанную музыку и озаглавить рисунок.
11. «Неоконченный рисунок». Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т. д.). Его задача – каждому кружочку
придумать, используя различные элементы, какой – либо образ. Повторяться нельзя.
12. «Придумай название». Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.
13. «Рифмоплет». Сначала предложите ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (палка – галка); затем - сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм.
14. «Архимед». Предложите ребенку для решения ряд проблем, его задача – найти как можно больше решений. Проблемы могут быть такими: «Как вырастить пальму возле дома? Как развести сад на луне? Как сосчитать все звезды? Как приготовить машину для приготовления уроков?».
Таким образом, для того, чтобы потенциал одарѐнного ребѐнка раскрылся полностью, необходимо и дальше вести ежедневную, кропотливую индивидуальную работу, как на уроке, так и во внеурочное время.