Информатизация

В настоящее врем все активнее происходит внедрение информационных технологий в образование.

Использование телекоммуникационных технологий способствует улучшению компьютерной грамотности учащихся и учителей, развивает и обновляет образование в школе, формирует у учащихся положительную мотивацию к обучению и развитию у них навыков самообразования и стремления к продолжению образования.

Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества.
Информатизация образования – процесс совершенствования образовательного процесса на основе внедрения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Ответственный за информатизацию: заместитель директора по учебной работе Бурдук Елена Альбиновна.

Цель информатизации в школе: на основе единой сетевой комплексной информационно-технологической системы построить эффективное информационное пространство, позволяющее продвинуться к новому качеству образования через межпредметную интеграцию и индивидуализацию обучения.
Задачи:
• Развитие материально-технической базы и программного обеспечения.
• Включение в содержание образования освоения методов, специфичных для научной и проектной деятельности с использованием ИТ.
• Формирование информационной культуры учащихся и педагогов.
• Организация эффективного взаимодействия с внешними и внутренними структурами системы образования, родителями и учащимися.
• Расширение возможностей Web-сайта гимназии и использование Web-технологий в урочной и внеурочной деятельности.
• Создание условий для мотивированного обучения, способствующего повышению качества обучения и знаний.
Для формирования, расширения и эффективной работы единого информационно-образовательного пространства в школе проведена локальная сеть, объединяющая компьютеры в компьютерных классах, учебных кабинетах, а так же компьютеры административного сегмента, службы СППС, бухгалтерии. Специализированное программное обеспечение обеспечивает работу локальной сети, корпоративной сети и широкополосный доступ в глобальную сеть Интернет. Функционирует официальный сайт, электронная почта, ведется разработка собственных электронных продуктов.

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ВОПРОСАМ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (ЭСО) - теоретический аспект

С развитием информационно-коммуникационных технологий стали интенсивно развиваться и электронные средства обучения (ЭСО) – средства обучения, созданные с использованием компьютерных информационных технологий.По своему методическому назначению электронные средства обучения можно подразделить на следующие виды:
- обучающие программные средства, методическое назначение которых – сообщение суммы знаний и (или) навыков учебной и (или) практической деятельности и обеспечение необходимого уровня усвоения, устанавливаемого обратной связью, реализуемой средствами программы;
- программные средства (системы) – тренажёры, предназначенные для отработки умений, навыков учебной деятельности, осуществления самоподготовки. Они обычно используются при повторении или закреплении ранее пройденного материала;
- контролирующие программные средства – программы, предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом;
- информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства, предоставляющие возможность выбора и вывода необходимой пользователю информации. Их методическое назначение – формирование умений и навыков по систематизации информации;
- имитационные программные средства (системы), предоставляющие определенный аспект реальности для изучения его основных структурных или функциональных характеристик с помощью некоторого ограниченного числа параметров; моделирующие программные средствапроизвольной композиции, предоставляющие в распоряжение обучаемого основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и «виртуальных») с целью их изучения, исследования;
- демонстрационные программные средства, обеспечивающие наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;
- учебно-игровые программные средства, предназначенные для «проигрывания» учебных ситуаций (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия);
- досуговые программные средства, используемые для организации деятельности обучаемых во внеклассной, внешкольной работе, имеющие целью развитие внимания, реакции, памяти и т.д.
В настоящее время электронные средства обучения отличаются многообразием форм реализации, которые обусловлены как спецификой учебных предметов, так и возможностями современных компьютерных технологий.
Современные ЭСО могут быть представлены в виде:
– виртуальных лабораторий, лабораторных практикумов;
– компьютерных тренажеров;
– тестирующих и контролирующих программ;
– игровых обучающих программ;
– программно-методических комплексов;
– электронных учебников, текстовый, графический и мультимедийный материал которых снабжен системой гиперссылок;
– предметно-ориентированных сред (микромиров, имитационно-моделирующих программ);
– наборов мультимедийных ресурсов;
– справочников и энциклопедий;
– информационно-поисковых систем, учебных баз данных;
– интеллектуальных обучающих систем.
Приведенный перечень не может являться исчерпывающим, поскольку в связи с развитием компьютерных технологий проектирования и создания программных продуктов появляются новые виды ЭСО и формы их реализации. ЭСО, используемые в образовательном процессе, должны соответствовать общедидактическим требованиям: научности, доступности, проблемности, наглядности, системности и последовательности предъявления материала, сознательности обучения, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.
Из числа эргономических требований к ЭСО, которые основываются на учете возрастных особенностей учащихся, целесообразно выделить требование, связанное с обеспечением гуманного отношения к ученику, организации в ЭСО интуитивно понятного интерфейса и простоты навигации, свободной последовательности и темпа работы (кроме работы с контрольными тестовыми заданиями, где время работы строго регламентируется). Необходимо отметить значение использования информационно-коммуникационных технологий для формирования информационной культуры учащихся, поскольку только при работе со средствами ИКТ учащиеся могут приобрести умения и навыки, необходимые для жизни в информационном обществе, что и предполагает воспитание информационной культуры.
Наиболее существенные, с позиции дидактических принципов, методические цели обучения школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий следующие: развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:
- развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером; - развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации; реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:
- подготовка обучаемых средствами ИКТ к самостоятельной познавательной деятельности; мотивация общеобразовательного процесса:
- повышение качества и эффективности процесса обучения за счет использования ИКТ в урочной и внеурочной деятельности.

ПЕРЕЧЕНЬ ЭСО